17Июнь

Общество

5 или 12: нужны ли школе баллы?

2018-08-14 00:41:15

Если ваш ребенок принесет из школы в дневнике кол, вы, наверняка, расстроитесь, разозлитесь, раскричитесь… А вот родители немецких учеников будут рады: в учебных заведениях Германии единица эквивалентна нашей пятерке и наоборот. В США знания детей оценивают буквами. Успеваемость старшеклассников Индии определяют в процентах. В начальных школах Норвегии способности учеников педагог описывает словами и только раз в год в специально отведенный для этого день. В некоторых японских школах ориентируются на общий процент успеваемости: по итогам четверти выводится средняя оценка для всего класса. В России же, где пока применяется традиционная 5-балльная шкала, рассматривают вопрос о переходе на 12-балльную схему. 

Об этом 1 августа в беседе с «Известиями» заявили замглавы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Анзор Музаев и руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. 

По словам Виктора Болотова, для внедрения таких изменений необходимо повышение квалификации учителей. «5-балльная система – позавчерашняя. Безусловно, ее надо менять. Мы в свое время делали работы по переходу на многобалльные системы. Был большой проект по 12-балльной системе, – отметил он. – В школе на самом деле сейчас 4-балльная система – кол никому не ставят. При этом учитель ставит 3 с плюсом, 4 с минусом. Надо легализовать эти плюсы и минусы».

Анзор Музаев в свою очередь заявил, что ведомство уже многие годы стремится к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества знаний. «Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания», – сказал он.

Не исключено, что в случае принятия инициатива российского образования будет поддержана и ДНР. При этом наши педагоги уже имеют опыт оценивания знаний учеников по шкале от 1 до 12 и рассказали о ее плюсах и минусах в беседе с «МР».

«Люфт» для учителя и психологический комфорт для ученика

Татьяна Пилюгина, начальник управления образования администрации города Макеевки:

– Однозначно у 12-балльной системы есть ряд преимуществ. И это показал опыт прошлых лет. Так, учитель получает определенный «люфт», может более четко определить уровень знаний ученика, поощрить дополнительные усилия, инициативу. А ребенок психологически легче воспринимает процесс оценивания. Например, 3 в 5-балльной системе и 6 в 12-балльной – это, по сути, одинаковые оценки, но эмоции вызывают разные. То же касается и 10-балльной шкалы, которой, например, руководствуются системы образования Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении.

Но если говорить о первоклассниках, то здесь, на мой взгляд, должна оставаться вербальная оценка (без отметок). 

Вместо отметок – правильные слова

Инна Алифанова, учитель начальных классов МОУ «Школа №4 города Докучаевска», учитель-методист, заслуженный учитель, 38 лет стажа:

– Иногда сложно оценить ответ ребенка, используя оценки только от 1 до 5. 12-балльная система более гибкая. Например, ребенок допустил неточность, небольшую ошибку, но не принципиальную. Ему уже нельзя поставить 5, а 5 с минусом мы ставить не имеем право. При 12-балльной системе такой ученик получит 10. Еще один пример. Отвечают два ученика. Ответ одного отличный, а ответ второго – отличный и творческий, с нестандартным подходом. При 5-балльной системе у обоих будут пятерки, а при 12-балльной первый получит 11, а второй – 12.

При я этом я сторонница того, чтобы оценивание знаний детей, которые пошли в школу с шести лет, и в первом, и во втором классах было вербальным. То есть без баллов. Это обусловлено особенностями психологического развития ребенка в этом возрасте. Он воспринимает оценку как отношение педагога лично к нему: 5 – ты хороший, 4 – уже плохой. В этот период для оценки достижений ученика достаточно правильно подобранных слов.

9 – это выше, чем просто хорошо

Юлия Березовская, учитель начальных классов Горловского лицея №14 «Лидер», победитель республиканского конкурса «Педагогический Х-фактор» (2017 год):

– 5-балльная система более строгая в сравнении с 12-балльной. Если в письменной работе ученик допустил одну ошибку, то учитель уже поставит четверку. А при 12-балльной системе можно поставить, например, 9. И это уже выше, чем просто хорошо. 

Когда я начинала работать в школе после института, действовала именно 12-балльная система. Ученики начальных классов и учителя достаточно легко адаптировались к изменениям. Больше работы требовалось со старшеклассниками и родителями. 

Нельзя смотреть на ребенка сквозь призму оценок

Инесса Добрянская, учитель начальных классов, учитель-методист, психолог МОУ «Школа №90 города Донецка», 26 лет стажа:

- 12-балльная система мягче, лучше воспринимается детьми, особенно в начальных классах. Например, сейчас у меня сильный третий класс, где двойка, тройка – это как трагедия. При 5-балльной системе нельзя поставить 4 с минусом, только 3. А при 12-балльной есть оценки 6, 7, к которым ребенок психологически относится иначе, легче. 

Но нельзя смотреть на ребенка сквозь призму оценок. Родители забирают его из школы, и первый вопрос: «Что сегодня получил?» А нужно спросить о том, как у него дела, как себя чувствует, с кем разговаривал, и только потом об отметках в дневнике. Еще хуже, когда ругают за плохие оценки. Ребенок это воспринимает как отсутствие любви. Должно быть больше нежности, а не только требовательность. Правильно в этой ситуации обнять ребенка и сказать: «Я тебя люблю. Да, я расстроен, но знаю, что ты справишься. Я в тебя верю».

Оценка важна, но она не должна ассоциироваться с наказанием. Важно, чтобы ребенок верил в себя, не боялся отвечать и совершить ошибку. 

В первом классе я не использую наклейки (солнышки, облачка, молнии) для оценки успеваемости ребенка. Нужно, чтобы дети учились работать не ради них, а для получения знаний. Я поощряю эмоциями, похвалой, мы аплодируем. Мальчику можно сказать: «Ты молодец!», а девочке: «Ты так красиво выглядишь и так же хорошо расскажешь стих». Нужно посмотреть в глаза, приободрить. И точно такой подход важен дома. 

10 ошибок – двойка, 5 ошибок – и все равно двойка…

Мария Байдакова, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа № 103 города Макеевки», мама 9-летней Евы:

- Я застала и 5-балльную, и 12-балльную системы. По 12-балльной проучилась один год, когда сама была в девятом классе. Потом в педучилище была смешанная система оценивания. Честно, особой разницы не помню. Просто было очень непривычно.

Сейчас, работая учителем, не могут ставить отметки с минусом или с плюсом. А иногда этого очень не хватает. Хочется поощрить ребенка или указать на его ошибки, а такой возможности нет.

Приведу еще пример. Ученик при написании диктанта допускает 10 ошибок, и я ставлю ему двойку (по 5-балльной системе). В следующий раз он допускает 7 ошибок, и я также ставлю двойку. Потом 5 ошибок, но это все еще двойка… При 12-балльном оценивании прогресс ребенка был заметен. Что самое главное – заметен для него самого. А сейчас он видит, что стал писать лучше, а оценка остается прежней. Получается, что нет стимула стремиться к более высокому результату.

Кстати, 12-балльная система – помощь отличникам. Например, сейчас одна ошибка в контрольной по математике – это уже четверка. А в случае с баллами оценка могла бы быть 10.

5-балльная система привычнее для большинства, а 12-балльной боятся, как всегда боятся чего-то нового.




 Следующая новость ⇢

Куда пойти?




Цифра

Свыше 400 килограммов осколков боеприпасов собрано в городах и районах ДНР для изготовления «Ордена Иуды», предназначенного для президента Украины Петра Порошенко. Об этом сообщили в пресс-службе общественного движения «Донецкая Республика». Активность проявили 19 городов Республики.





Наш сайт не является электронным зеркалом печатной версии газеты "Макеевский рабочий ДНР"! Новости на сайте обновляются ежедневно в режиме он-лайн. Только тщательно проверенная информация и оперативные новости. Эксклюзивные комментарии и аналитика за неделю, программа ТВ, афиши, реклама, рецепты, детский уголок, гороскоп и много другой полезной информации - каждый четверг в печатной версии газеты. 

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", во всех магазинах Первого республиканского супермаркета, а также выписать на любом почтовом отделении!


Курс валют

С 14 июня Центральный Республиканский Банк ДНР установил следующие курсы обмена наличной валюты в кассах ЦРБ

Валюта

Покупка, руб.

Продажа, руб.

USD

64.00

68.00

EUR

70.00

73.00

UAH

2.25

2.45




Больше информации - в печатной версии!

Газета выходит раз в неделю по четвергам. Купить "МР" можно в киосках "Союзпечать", во всех магазинах "Первого республиканского супермаркета", а также выписать на любом почтовом отделении, и почтальон принесет газету вам прямо домой!


"Горячие телефоны"

Электронный телефонный справочник Макеевки. Все службы города!


286157, г. Макеевка, ул. Московская, 2/37
mr-dnr@mail.ru, +38 (071) 317-95-56

Официальный сайт газеты Макеевский рабочий Донецкой Народной Республики, © 2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством ДНР
Перепечатка статей, других текстовых материалов, фотографий и иллюстраций только с письменного согласия правообладателя.