17Июнь

Общество

Как изменится школа, если отменят домашние задания

2018-08-19 20:08:35

В школе – учиться, а дома – отдыхать. Таким, по мнению заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Бориса Чернышова, должен быть распорядок дня современного ученика. 8 августа парламентарий выступил с инициативой отменить домашние задания для школьников. Так дети смогут больше гулять на свежем воздухе, будут здоровее. 

Отзывы о предложении Бориса Чернышова противоречивые. Тем не менее уже с этого учебного года подобные нововведения внедряют в ряде других стран. Например, в Молдове ограничили объем внеклассных заданий, а в Израиле их совсем упразднили в начальной и средней школах. «МР» узнал, что думают о перспективах такой реформы педагоги, медики и родители ДНР.

Реформа актуальна для старших классов

Татьяна Пилюгина, начальник управления образования администрации города Макеевки:

- Я вижу смысл в таких нововведениях, но с учетом ряда условий. Во-первых, должны быть пересмотрены государственные образовательные стандарты, ГОСТы. Ведь все, что раньше было закреплено, повторено и выучено дома, теперь ребенку нужно будет получить на уроке. Во-вторых, изменения актуальны только для старшей школы. А в начальной и средней – домашние задания должны сохраниться. Возможно, в другом формате и в меньшем объеме. 

Я работаю со старшеклассниками и вижу, что добросовестно выполняют домашнее задание только те, кто в этом заинтересован. У остальных детей оно просто есть в наличии. То есть ребенок делает для галочки или списывает. Лишь бы не трогали, не поставили 2 и не вызвали родителей в школу. В этом возрасте дети, как правило, уже определяются с будущей профессией, подтягивают профильные дисциплины. И будет правильно дать им возможность больше времени уделять именно «нужным» предметам. Хотя есть риск: не приведет ли отмена домашних заданий к тотальному репетиторству? И здесь уже уместно говорить о предметных кружках, которые позволяют занять детей по интересам.

Что касается начальной и средней школ, то в этом возрасте дети приучаются к самоорганизации, самодисциплине, самостоятельности. И как раз внеклассная работа этому очень способствует. Но домашнее задание не должно быть таким, которое невозможно выполнить без помощи родителей. Неправильно, когда ребенок ждет пока мама придет вечером с работы, затем до ночи они вместе делают домашнее задание. Сначала на черновике, потом на чистовике, потом маме не понравилось, как написал… начинают заново. Толку от такого домашнего задания нет. У ребенка в результате формируется негативное отношение к школе. Нужно давать развивающие, интересные и творческие задания, которые дети способны выполнить самостоятельно.

Акцент на чтении

Наталия Хрусталева, главный редактор газеты «Макеевский рабочий ДНР», мама студентки магистратуры:

- Сейчас домашнее задание предполагает активное участие родителей в его выполнении. Но ведь уровень подготовленности у всех разный. Например, я своей дочери могла до 11 класса помогать в гуманитарных науках, а в технических – нет, поскольку что-то уже забыла, а что-то мы вообще не учили раньше. Поэтому не надо родителей, во-первых, ставить в неловкое положение, а во-вторых, подрывать их авторитет в этой части.

Я считаю, что нужно все успевать делать в школе, иначе получается, что дети работают больше, чем взрослые. Высвободившееся время я бы занимала внеклассным чтением. Нужна отдельная программа, определяющая, что дети в определенном возрасте должны прочесть. Вот это – действительно достойное занятие для всей семьи. Пусть родители читают вместе с детьми. Можно читать вслух, на скорость, потом обсудить, устроить домашнюю викторину. 

Ребенок должен быть постоянно занят

Наталья Бодорина, макеевчанка, мама восьмиклассника:

- Я негативно отношусь к перспективе отмены домашних заданий. Считаю, что ребенок должен быть постоянно занят. Например, у нас сейчас после школы и тренировки, и дополнительные занятия по математике, физике. Плюс домашние задания. Получается, что день расписан, и сын постоянно в движении.

Он поставил перед собой цель, уже выбрал профессию. В школе получает базу и занимается дополнительно, чтобы не расслабляться и легче было поступить. 

Сначала были пробелы в математике, но мы обратились к репетитору, и сейчас сын вошел в такую колею, что знает материал наперед, и ему это нравится. То есть мы и так углубляемся в то, что нам нужно для дальнейшего образования. А без домашних заданий будет оставаться свободное время, когда ребенок предоставлен самому себе.

Домашнее задание – возможность проявить себя 

Виктория Калита, заведующая методическим кабинетом управления образования администрации города Харцызска

- Задача учителя – научить ребенка получать и использовать знания. Учителя выступают не как информаторы, а как фасилитаторы, то есть люди, сопровождающие процесс обучения. Поэтому нужны практика, закрепление. Урочного времени для этого недостаточно. Кроме того, домашнее задание – это возможность для учеников разного уровня проявить, реализовать себя, подтянуть знания, заполнить пробелы. А для родителей – выполнить свою педагогическую функцию и стать помощником ребенку. Полностью отказавшись от домашних заданий, мы потеряем эти связи, у детей не будет желания расти и самообразовываться. Из практики: чем больше ребенок задействован, тем больше он успевает. 

Реализация новых ГОСТов позволяет учителю использовать элементы дистанционных технологий обучения, проектную деятельность. Но, конечно, важен и дифференцированный подход к домашним заданиям. Сильным детям дают задачи творческого характера, на раскрытие потенциала. И, поверьте, если ребенку интересно создавать проект, а потом его защищать, и это личностно значимо для него, то он успеет и на секции, и домашнее задание сделать, еще и в конкурсе поучаствует, и маме поможет в квартире убрать. А когда ребенок, наоборот, где-то не усвоил материал или что-то не получается, ему необходимо прочитать, выделить нужное, закрепить дома правила. Это поможет потом в классе не чувствовать себя ниже того уровня, на котором находятся одноклассники. 

Классическая советская система образования всегда считалась лучшей, эрудиция и широкий круг знаний наших детей известны во всем мире. И немаловажное значение имеет именно самоподготовка детей. 

Задача – сохранить здоровье детей

Людмила Волчкова, главный педиатр Макеевки:

- Я выскажу не только свое мнение, но и мнение многих специалистов, которые работают в нашем Детском Клиническом Центре. Это и невролог, и кардиоревматолог, и педиатры. Мы не видим связи между детской заболеваемостью и школьной нагрузкой. Показатели остаются практически на одном уровне уже долгие годы. Исключение – 2014 и 2015 годы, когда было отмечено снижение заболеваемости. Но мы не трактуем его как истинное, поскольку в период активных боевых действий страдал учет, наблюдались миграционные процессы. Сейчас мы вернулись к цифрам довоенных лет. Причем мы могли бы ожидать рост неврологических заболеваний, проблем психологического плана, но наши врачи не фиксируют скачков. 

Считаю, что, если мы хотим грамотную, перспективную нацию, дети должны трудиться и в школе, и за ее пределами. Но в индивидуальном подходе смысл вижу. С учетом здоровья, с учетом интеллектуальных способностей, конечно, и объем школьных заданий должен быть разным. 

При этом здоровый ребенок не будет испытывать каких-то особенных нагрузок. Поэтому наша задача сохранить здоровье детей, но, к сожалению, это не всегда удается. У нас большой удельный вес детей, состоящих на диспансерном учете с уже установленными диагнозами. По итогам каждой кампании по профосмотрам показатель впервые выявленных патологий колеблется от 15 до 20%. 

Чаще всего фиксируются нарушения зрения и осанки. При этом проблемы с осанкой могут переходить в сколиоз, носить инвалидизирующий характер.

В школах сегодня нет врачей и дефицит медицинских сестер. В этой связи очень важна работа педагогов. В частности, необходимо правильно рассадить детей в классе. Огромную роль играет и санитарная культура родителей, которые контролируют положение ребенка за столом во время выполнения домашнего задания. Ежегодно накануне 1 сентября мы проводим семинары с педагогами и рассказываем эти вещи, но важно их выполнение.

Чтобы сделать переход от каникул к школе более мягким, мы рекомендуем детям активный отдых, больше двигаться и ограничить время, проводимое за компьютером, телефоном, планшетом. Полезны интеллектуальные занятия. Контролируйте освещение при чтении, осанку ребенка за обеденным и письменным столами.

Также важно не пренебрегать профосмотром, проходить его заранее. Мы из года в год сталкиваемся с проблемой, что на профосмотры дети приходят не в течение всего лета, а в последние две недели августа. Нагрузка огромная, врачей мало, поток большой, под кабинетом, как правило, скандал. От этого страдает качество. Возрастает вероятность того, что какая-то патология будет пропущена. У врача нет возможности нормально и спокойно пообщаться с пациентом, уделить ему достаточно времени.

Инна Зозуля




 Следующая новость ⇢

Куда пойти?




Цифра

Свыше 400 килограммов осколков боеприпасов собрано в городах и районах ДНР для изготовления «Ордена Иуды», предназначенного для президента Украины Петра Порошенко. Об этом сообщили в пресс-службе общественного движения «Донецкая Республика». Активность проявили 19 городов Республики.





Наш сайт не является электронным зеркалом печатной версии газеты "Макеевский рабочий ДНР"! Новости на сайте обновляются ежедневно в режиме он-лайн. Только тщательно проверенная информация и оперативные новости. Эксклюзивные комментарии и аналитика за неделю, программа ТВ, афиши, реклама, рецепты, детский уголок, гороскоп и много другой полезной информации - каждый четверг в печатной версии газеты. 

Купить газету можно в киосках "Союзпечать", во всех магазинах Первого республиканского супермаркета, а также выписать на любом почтовом отделении!


Курс валют

С 14 июня Центральный Республиканский Банк ДНР установил следующие курсы обмена наличной валюты в кассах ЦРБ

Валюта

Покупка, руб.

Продажа, руб.

USD

64.00

68.00

EUR

70.00

73.00

UAH

2.25

2.45




Больше информации - в печатной версии!

Газета выходит раз в неделю по четвергам. Купить "МР" можно в киосках "Союзпечать", во всех магазинах "Первого республиканского супермаркета", а также выписать на любом почтовом отделении, и почтальон принесет газету вам прямо домой!


"Горячие телефоны"

Электронный телефонный справочник Макеевки. Все службы города!


286157, г. Макеевка, ул. Московская, 2/37
mr-dnr@mail.ru, +38 (071) 317-95-56

Официальный сайт газеты Макеевский рабочий Донецкой Народной Республики, © 2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством ДНР
Перепечатка статей, других текстовых материалов, фотографий и иллюстраций только с письменного согласия правообладателя.